Веселый язычок – детская артикуляционная сказка

Артикуляционная гимнастика в форме сказки для малышей

В далекие, далекие времена жил Язычок. Он постоянно веселился и все его звали Веселым. А ты знаешь, что у тебя тоже живет язычок? Сможешь показать его? У него был большой, красивый домик. Угадал где он живет? Это рот. Вот в таком необычном и интересном месте жил маленький Веселый Язычок.

Чтобы он не заболел его домик постоянно был плотно закрыт. Какими же дверками было защищено жилище нашего героя? Губами. Видишь свои губы в зеркале? Покажи где они находятся. Но домик это был не простой и у него было целых две дверки. (В этот момент вы должны широко улыбнуться. Это необходимо для того чтобы ребенок мог понять, что речь идет о зубах). Как называются эти дверки? Правильно, зубы. Покажи их.

В прекрасный солнечный день захотелось Язычку погулять на улице и полюбоваться ярким солнышком. Сначала для него приоткрылась первая дверка. Можешь показать, как это было? Держи ее приоткрытой пока я не скажу. (Нормальный показатель времени, в течение которого ребенок может выполнять упражнение, 5 секунд. При этом не должно наблюдаться каких-либо толчков или изменений, губы должны быть симметричными). Теперь можно закрыть нашу дверку и снова открыть. (Это гимнастическое упражнение нужно повторить несколько раз. При нормальном развитии все движения повторяются в полной мере, плавно и с хорошей скоростью). Наконец-то дверки в домике нашего Веселого Язычка открылись, и он смог выглянуть на улицу. Но на улице было холодно, поэтому он выгляну и сразу спрятался.

В домике у нашего героя есть особая кроватка где он спит. Глянь, наш Язычок отдыхает. (В ходе этого упражнения язык размещается неподвижно вне рта. При этом он расслаблен). Пусть твой язычок тоже отдохнет, давай положим его спать. (В норме малыш может держать язык в таком положении до 10 секунд. При этом его края должны располагаться симметрично). Пора ему просыпаться. Давай пустим язычок домой и закроем дверки по очереди.

Наш герой очень озорной. Он, как и все любит гулять, бегать, веселиться, а иногда даже подпрыгивает до крыши своего домика. Крыша в домике нашего героя необычная она называется нёбо. А твой язычок любит веселье? Он может допрыгнуть до нёба? А посидеть там немного? (В ходе этого упражнения не должна быть задействована челюсть. Язык должен удерживаться в необходимом положении около 5-7 секунд.) Потом наш Язычок спустился вниз и снова решил попрыгать. (Упражнение нужно повторить от двух до четырех раз. В норме движения малыш выполняет самостоятельно довольно быстро). Устал наш герой, напрыгался. Пусть немного поспит, отдохнет.

На другой день наш герой решил проверить не поменялась ли погода на улице. Когда обе дверки домика открылись Веселый язычок осторожно выглянул и посмотрел по сторонам. Сначала влево, потом вправо, после вверх ну и, конечно же, вниз. (При нормальном развитии ребенок хорошо владеет языком и быстро находит необходимое положение). Заметил он что тучи собираются и вернулся в свой домик. Обе дверки плотно закрылись по очереди. Вот и подошла к концу наша увлекательная сказка.

Совет родителям!

Стоит учесть, что одной из причин проблем с произношением может служить неспособность воспринимать ребенком незначительные различия между схожими звуками в русском языке. Это связано с недостаточным развитием фонематического слуха у малыша, из-за которого схожие по произношению звуки для него одинаковы.

Чтобы определить действительно ли этот фактор выступил в роли проблемы сыграйте с ребенком в игру под названием «Эхо».

-Помнишь, когда мы были в лесу я рассказывала тебе про эхо? Давай сыграем. Я буду говорить тебе разные слова, а ты будешь как эхо, точно повторять их. Если готов давай начнем.

Са-ся-са.

Ба-бя-ба.

Мама мыла раму. (В ходе игры проверяется способность малыша различать согласные).

В игровой форме вам удалось протестировать малыша и выявить возможные причины нарушения речи. Вполне вероятно, что у него может быть несколько проблем в одно время. Но как же ему помочь?

Если ваш ребенок уже достиг пятилетнего возраста, то не стоит медлить с обращением к логопеду. Но если ему еще нет четырех лет, то не стоит паниковать. В большинстве случаев по мере его взросления все нормализуется. В том случае если ваш малыш относится к промежуточной возрастной группе (от четырех до пяти), то стоит позаниматься с ним специальными упражнениями.

Если проблемный только один звук то, стоит воспользоваться следующим методом. Подготовить картинки с рисунками различных предметов и попросите ребенка показать на картинках, к примеру, мыло, рака, лак, мяч, бабушку и другое.

Вернуться в раздел: 




Смотрите также

Чтение для развития речи

Широкое распространение карманных гаджетов стало настоящей проблемой 21 века. И в первую очередь это проблема касается нового поколения: тех, кто только делает первые шаги в этой жизни. Родители уже забыли, что такое "читать сказки на ночь".