Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка. Этапы и формирование навыков.

Доверив обучение ребенка правильной речи логопеду, не стоит забывать, что немалая ответственность за результат лежит на родителях. Именно вы должны создать для своего чада комфортную атмосферу, которая позволит закрепить и развить навыки произношения при выполнении заданий дома. Кроме того, необходимо придерживаться следующих рекомендаций, позволяющих сделать занятия наиболее эффективными и полезными.

Совет №1. Следите за собой

Ребенку свойственно перенимать поведение родителей. Поэтому во время обучения и разговора всегда контролируйте внятность и интонацию собственной речи. Если вы читаете ребенку книгу и на ее страницах попадаются незнакомые для него слова, то обязательно объясните их значение.

Совет №2. Не спешите

Сколько ни тяни морковь за ботву, она от этого быстрее не вырастет. Это же правило применимо в речевом развитии малыша. Нет никакой необходимости заставлять трехлетнего ребенка читать "Шекспира в оригинале", когда он только учиться этому. Занятия, книги и игры должны соответствовать возрасту малыша. Не увлекайтесь и в том плане, что не стоит разговаривать с ним с "детским" акцентом или безгранично использовать уменьшительные слова.

Совет №3. Исправляйте ошибки вовремя

Ребенок быстро запоминает выученные слова, но если он будет произносить их неправильно, то это надолго останется в его памяти. По этой причине, старайтесь без задержек исправлять его речевые ошибки. Нередко малыш стесняется и начинает говорить тихим голосом. Объясните ему, что речь должна быть слышимой и внятной, на собственном примере.

Совет №4. Отвечайте на вопросы

Не оставляйте вопросы малыша без ответа. Он проявляет интерес, что только на пользу.

Совет №5. Ведите аудиозаписи речи

Весьма полезным может стать аудиоматериал, записанный с первого года жизни. И детский лепет, и первые слова, и первая книжка - все это позволит не только оценивать развитие речи, но и непременно обрадует его, когда он станет постарше.

Как узнать, соответствуют ли умения ребенка говорить его возрасту?

Так, в два года малыш достигает следующих результатов:

➢ с интересом слушает книжки и рассматривает картинки;
➢ распознает иллюстрации;
➢ подкрепляет жесты словами или словосочетаниями из 2-3-х слов;
➢ умеет связывать пары слов: самолет летит, я устал и т.п;
➢ знает свое имя;
➢ умеет пользоваться окончаниями в словах;
➢ словарный запас составляет порядком 200-300 слов.

Трехлетний ребенок умеет:

➢ самостоятельно задавать вопросы;
➢ выражать свои мысли и эмоции;
➢ ориентироваться в предлогах;
➢ определять время суток, два цветовых оттенка;
➢ завершать слова и звуки при чтении;
➢ использовать предложения из двух-трех слов;
➢ распоряжаться своим словарным запасом из 1000-1500 слов.

В четыре года развитие ребенка включает в себя:

➢ активное использование вопросов;
➢ использование сложных предложений в 4-5 слов;
➢ грамотное произношение звуков, глаголов в прошедшем времени;
➢ умение выполнять просьбы;
➢ наличие словарного запаса в 1500 слов.

Пять лет для ребенка приносят следующие успехи в развитии речи:

➢ предложения состоят из 5-6 слов;
➢ определяет, для чего нужен тот или иной предмет;
➢ уверенно считает до 10;
➢ использует все три времени глагола;
➢ умеет работать с антонимами;
➢ может определить право-лево;
➢ имеет навыки пересказа;
➢ может назвать своем место проживания;
➢ знает порядком 3000 слов.

В шестилетнем возрасте ребенок владеет:

➢ словарным запасом из 4000 слов;
➢ умеет различать звуки;
➢ уверенно работает с бумагой: раскраска, штриховка и т.п;
➢ использует в разговоре все части речи;
➢ может рассказать прошлые события;
➢ при пересказе говорит и своем отношении к рассказу;
➢ правильно произносит все звуки.

Вернуться в раздел: 




Смотрите также

Чтение для развития речи

Широкое распространение карманных гаджетов стало настоящей проблемой 21 века. И в первую очередь это проблема касается нового поколения: тех, кто только делает первые шаги в этой жизни. Родители уже забыли, что такое "читать сказки на ночь".

Речь ребенка в 2-3 года

Этот возраст становится для малыша новым этапом в его жизни, т.к. он уже начинает общаться со сверстниками не жестами и звуками, а фразами