Игры с мячом на развитие речи

Игры и упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Игра как средство развития речи
В раннем возрасте крайне важно уделить большое внимание методам обучения ребенка правильной речи. Продолжительные занятия в сидячем положении могут быстро наскучить и весь "урок" будет направлен на то, чтобы уговорить чадо посидеть на месте, да еще и выполнять определенные требования. Использование мяча - это наиболее эффективное дополнение к занятиям. Так, ребенок не только проявляет личный интерес к упражнениям, но и одновременно развивается, как умственно, так и физически.

Игры для младшего возраста

1. Игра "Повторяшки"

Сначала малыш и взрослый садятся напротив друг друга. Затем второй толкает мячик по полу в сторону малыша и на всем протяжении его пути озвучивает определенную гласную. Как только ребенок ловит мяч, он должен повторить то же самое, толкнув мяч обратно.

Это упражнение позволит как развить дыхательную систему, так и повысить координацию движений при отталкивании мяча из разных положений.

2. Игра "Ласковая"

В этой игре требуется следующее: передавая малышу мячик, взрослому необходимо назвать слово (например, "кошка"), и попросить малыша назвать это слово в ласковой форме ("кошечка"). Мяч должен передаваться из рук в руки, избегая прижиманий к телу.

3. Игра "Чей это голос?"

Правила просты: при броске мяча ребенку взрослый должен спросить его, как "говорит" воробей, корова, собака и т.п. Это упражнение не только развивает слуховое восприятие, но и стимулирует память. Также развивается координация движений при бросках мяча.

Игры для дошкольников (младшая группа)

1. Игра "Чуткое ухо"

Данное упражнение позволит в игровой форме развить у ребенка распознавание звуков. Для этого, сначала необходимо задать определенный звук. Например "А". После чего мяч отдается малышу, а взрослый должен называть слова или звуки в хаотичном порядке. Если ребенок слышит заданный звук, то подкидывает мяч вверх и ловит обратно.

2. Игра "Знатоки"

Теперь расширим запас слов малыша и научимся отбивать мяч о пол двумя и одной рукой. Чадо берет мячик, а взрослый просит его перечислить 5-6 предметов из одной группы, например фруктов или овощей. На каждое слово должна производиться одна отбивка мяча (яблоко - раз, груша - два...).

3. Игра "Один-много"

В этом задании ребенок научится правильно использовать окончания множественного числа. Так, передаем мяч из рук в руки, где взрослый произносит: "У меня один фломастер, а у тебя много...? - фломастеров. Мяч должен браться ладонью и пальцами, без прижатия к груди.

4. Игра "Заблудившееся слово"

Мяч бросаем друг другу и ловим вытянутыми руками. При этом, при каждом броске взрослый должен назвать определенное слово, а ребенок ответить рифмой и бросить мяч снова.

5. Игра "Загадки"

Для начала необходимо усадить детей на полу полукругом. Теперь взрослый должен спросить: "Какое получится слово из слов "сам" и "катить"? (самокат). Если ребенок знает ответ, то должен поднять руку. После чего взрослый толкает мячик ему, ребенок отвечает и толкает его в ответ.

Игры для дошкольников постарше (старшая группа)

1. Игра "Мост"

Сначала необходимо разбить детей на пары, дав и мяч определенного цвета и гимнастическую палку. Теперь взрослый называет слово, а дети должны ответить, в какой его части находится заданный звук.

2. Игра "Обратки"

Здесь дети научатся использовать антонимы. Так, взрослый берет мяч и бросает его, чтобы он отскочил от пола и попал в руки ребенку, сказав слово. Последний, поймав мяч, отвечает антонимом и бросает обратно.

3. Игра "Светофор"

В этой игре нам понадобится два цветных мяча. Ребенок должен научиться не только устанавливать, какой именно звук находится в слове, но и работать с мячом каждой рукой. Так, если в названном слове присутствует звонкий согласный, то от ребенка требуется подбросить красный, если глухой - синий мяч.

4. Игра "Что такой, кто такой?"

Здесь мы научимся определять предметы по прилагательным их характеризующим. Ведущий (будь то ребенок либо взрослый) должен кидать мяч другому и называть разные прилагательные, описывающие один образ (белый, холодный, пушистый - снег). Если поймавший отвечает верно, то он принимает на себя роль ведущего.

5. Игра "Эрудит"

Это упражнение позволит научить ребенка бросать мяч в цель с 3-х метров каждой из рук и использовать слух. Так, взрослый просит детей назвать слова со звуком "Л". Если малыш назвал слово, то он может сделать бросок мячом в корзину. У кого будет больше заброшенных мячей, тот и победил.

6. Игра "Семья"

Ведущий называет несколько слов, принадлежащих одной группе (к примеру, стол, стул, кресло...), и кидает малышу мячик. Последнему следует ответить общим словом "мебель", бросить мячик обратно и повернуться на месте.

7. Игра "С полуслова"

В этой игре мяч бросается от взрослого к ребенку с отскоком о пол и произносится первая часть слова. Чадо, поймавшее мяч, должно назвать оставшуюся часть слова, создав целое (ру-ка, во-да, шко-ла).

8. Игра "Кто чем занят?"

В этом задании ребенок расширит свою речь глаголами. Задается вопрос: "Что делает воробей?" и кидается мяч каждому. Поймав его, ребенку необходимо ответить "сидит, чирикает, летает" и бросить мяч обратно.

9. Игра "Башня"

Сначала ведущий произносит предложение, а после, просит малыша отбить мяч левой или правой рукой столько раз, сколько было произнесено слов.

10. Игра "Мини истории"

Ведущий должен кинуть мяч ребенку и спросить: "Ты был в парке с кем?". Ребенок должен полностью ответить: "Я был в парке с мамой" и при этом отбить рукой мяч о пол столько раз, сколько слов в этом предложении.

Вернуться в раздел: 




Смотрите также

Речь ребенка в 2-3 года

Этот возраст становится для малыша новым этапом в его жизни, т.к. он уже начинает общаться со сверстниками не жестами и звуками, а фразами

Игры и упражнения для развития речи

Чтобы регулярные занятия по развитию речи ребенка не стали для него настоящим испытанием, каждое упражнение должно быть представлено в виде интересной игры.

Речь ребенка в 1 год

Развитие речи ребенка старше 1 года. За первый год жизни ребенок успевает адаптироваться к домашнему окружению. Но теперь в его власти целый дом, ведь он умеет ходить. Теперь ни одна игрушка или интересная вещь не спрячется от его глаз и рта.