Игры и упражнения для развития речи

Игры для дошкольников

Чтобы регулярные занятия по развитию речи ребенка не стали для него настоящим испытанием, каждое упражнение должно быть представлено в виде интересной игры. Крайне важно выработать интерес у малыша в самом начале его занятий. Так, вам будет легче не только выполнять с ним стандартные задания, но и внедрять новые.

Упражнение 1: «Угадай предмет по его признакам»

Развитие ассоциаций и обогащение словарного запаса прилагательными и эпитетами.

Зеленая, сухая, свежая, скошенная ... (трава).
Хмурый, дождливый, солнечный, сегодняшний ... (день).
Рыжая, хитрая, пушистая, ловкая ... (лисица).
Стеклянный, пустой, полный, хрупкий ... (стакан).
Простой, цветной, сломанный, заточенный ... (карандаш).

Упражнение 2: «Отгадай предмет по его действиям»

Развитие ассоциаций и обогащение словарного запаса глаголами.

Шумит, сдувает, воет, гнет ... (ветер).
Бежит, журчит, блестит, сверкает ... (ручеек).
Согревает, светит, ослепляет, греет ... (солнышко).
Бегает, играет, мурчит, охотится ... (кошка).
Плавают, молчат, булькают, плещутся ... (рыбки).

Упражнение 3: «Скажи ласково»

Развитие правильного использования уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слон — слоненок, корова — коровушка, мама — мамочка, забор — заборчик.

Упражнение 4: «Один — много»

Работа с окончаниями множественного числа.

Одна груша — много груш;
Один волк — много волков;
Одна мышь — много мышей;
Один сугроб — много сугробов;
Одна вьюга — много вьюг.

Упражнение 5: «Чей предмет?»

Изучение взаимосвязи местоимения и родов имен существительных.
Моя — ручка, тетрадь, марка, крышка.
Мой — велосипед, стул, стол, дом.
Моё — окно, дерево, колено, кино, чудо.
Мои — карандаши, фломастеры, наклейки, волосы.

Упражнение 6: «Счет»

Учимся считать и работаем с окончаниями.

1 лисица, 2 лисицы, .., ... 5 лисиц, ..,10 лисиц.
1 голубь, 2 голубя, ..., 5 голубей, ..,10 голубей.

Упражнение 7: «Завершаем предложение»

Развитие образного мышления.

За окном пошел дождь, и ... (всем стало скучно).
На карниз села птичка и ... (начала чирикать).

Упражнение 8: «Выдели звук»

Ребенку необходимо назвать согласный звук в любом слове, с которого оно начинается («кит», «бор» и т.д.).
Также выделить и гласные [е], [и], [о], и согласные звуки [с], [к], [ф], [п], [б].

Упражнение 9: «Кто больше»

Возьмите книгу с иллюстрациями и предложите малышу найти картинки объектов, в названиях которых есть определенная буква (Р, С и т.п). Если он справился, то получает очко. Если возникли сложности, то объясните ему на наглядном примере.

Упражнение 10: «Придумай больше»

Играем с мячом. Для начала называем любой звук (например "Л") и ребенок должен назвать 3 слова, в которых имеется этот звук. После каждого названного слова мяч перекидывается друг другу.

Упражнение 11: «Желтый – зеленый»

Первым делом необходимо сделать из бумаги два кружка контрастных цветов (красный - зеленый). Теперь, определив заданный звук (М, Т и т.п), взрослый должен назвать слово. Если в этом слове есть оговоренный ранее звук, то ребенок должен поднять зеленый кружок. Если нет - красный. После меняемся ролями с малышом.

Упражнение 12: «Кто внимательнее»

Эта игра позволит ребенку научиться находить общий звук в словах. Так, взрослому необходимо показывать чаду картинки, названия которых, в большинстве случаев, должны иметь один общий звук (деРево, кРыша, кРолик). 

Вернуться в раздел: 




Смотрите также

Речь ребенка в 2-3 года

Этот возраст становится для малыша новым этапом в его жизни, т.к. он уже начинает общаться со сверстниками не жестами и звуками, а фразами

Артикуляционная гимнастика

При слове гимнастика мы, в первую очередь, представляем себе физические упражнения в спортивном зале. Однако помимо регулярной тренировки рук и ног, необходимо уделять внимание и разминке языка.